Последние новости
Домой / Новости / МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДЗЮДО «Технико-тактическая подготовка дзюдоистов»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДЗЮДО «Технико-тактическая подготовка дзюдоистов»

 Введение.

Одной из важнейших частей исследования технико-тактического мастерства борцов и выступление на крупных соревнованиях в спорте в частности в борьбе, является техническая подготовленность борца, стратегия и тактика ведения поединка.

Специалистами борьбы в области техники и тактики накоплен огромный опыт, и написано большое количество литературы. Среди этих   специалистов   нужно  особо выделить: Матвеева А.П., Туманяна Г.С., Новикова А.А., Алиханова И.И., Станкова А.Г., Климина В.П. и др.

Статистический план подготовки предусматривает отбор одаренных спортсменов;

анализ соревновательного опыта, наличие информации о соперниках – претендующих на победу.

Под технико-тактическим мастерством следует понимать, согласование техники и тактики в борцовском поединке, направленное на достижение победы. Важное место в тактике занимают индивидуальные тактические действия, с предугадыванием ситуации, выполнением, технико-тактических действий, с применением  связок, комбинаций в борцовской схватке.

  1. Понятие техники и тактики борьбы.

Как ходьба, бег, прыжки, метание, так и действия единоборств заложены в человеке природой и поэтому свойственны ему. Еще в древности люди придумывали и широко использовали физические способы единоборств, чаще всего заимствуя движения и поведения животных в различных ситуациях. Чтобы в совершенстве владеть любым из видов борьбы, человек должен многие годы затрачивать большие духовные, физические силы. С годами формировались различные системы подготовки, благодаря которым человек духовно и физически совершенствовался. Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования  к качеству овладения способами  и действиями борьбы.  Вся двигательная деятельность борца состоит  из двигательных действий, складываемых из движений частями тела – «система движений» (движение рук, ног, туловища, головы и т.д.). Общей задачей  двигательного действия является  эффективное приложение сил для более совершенного достижения поставленной  цели. Для этого необходимо найти совершенные способы двигательных действий и научиться их исполнять. Из различных сочетаний двигательных действий  образуется техника борьбы.  Техника борьбы – это система взаимосвязанных  активных действий. Она основана,  с одной стороны, на активном сохранении устойчивого состояния  и его нарушений, с другой стороны. По определению Купцова А.П. «техника борьбы – совокупность рациональных, разрешенных правилами, действий или приемов, применяемых  для достижения победы» [14]. В борьбе  существует  такое понятие как  тактика. Техника и тактика  неразрывно  связаны. Тактика в спорте – это совокупность форм и способов достижения высокого спортивного результата. Тактические действия в борьбе – это использование своих физических и технических особенностей и недостатков противника, использование отвлекающих  действий для введения противника в заблуждение, применение эффективных  технических действий в благоприятных  моментах схватки, умение экономно тратить усилия, правильно использовать  возможности, определяемые правилами, использование площади ковра и многое другое. Техника включает в себя такие действия, как: захваты, передвижения, действие руками, ногами, туловищем и наконец броски соперника; так же технику делят на технику борьбы  в стойке и технику борьбы в партере. Тактика же борца во многом зависит от его индивидуальных особенностей. Не трудно заметить, что  каждый квалифицированный борец имеет свой тактический почерк, свой стиль. В зависимости от действий, характеризующих  тактическое поведение борца  в схватке, различают следующие основные виды тактики: наступательную, контратакующую, оборонительную и разностороннюю.

   2. Технико-тактические навыки.

В  спортивной  борьбе  нашел широкое применение  термин «технико-тактическое мастерство». В методической литературе  по спортивной борьбе  и на практике  встречаются  различные методы определения  технико-тактического мастерства борцов. Так,  например, ряд  авторов считают, что мастерство борца находится  в прямой зависимости  от общего времени  выполнения приема.  Чем выше  квалификация спортсмена,  тем это время  короче  и устойчивее.  По мнению иных специалистов уровень  технико– тактических  навыков  борца характеризуется его умение быстро переключаться с выполнения одного приема на другой.  Другие авторы  утверждают, что мастерство  борца определяется количеством излюбленных  приемов. Некоторые специалисты полностью соглашаясь с этим мнением добавляют, что важно еще умение  выполнять приемы в обе  стороны.  Ни у кого не может  вызвать сомнение  тот факт,  что мастерство борцов определяется  и скоростью проведения  приемов,  и умением  быстро переключаться  с одного приема на другой, и многими другими факторами.  Но при  всем этом нельзя  сделать также вывод и о том, вопрос о показателях  уровня технико-тактического  мастерства спортсменов  является в настоящее время   нерешенным и в высшей степени сложным.  Действительно,  кто может определить,  какой из борцов технически грамотнее,  если один из них  обладает умением быстрее других проводить прием, а другой имеет большее количество излюбленных приемов.  Если обобщить все выше сказанное, то можно понять, что под технико-тактическим  навыком подразумеваются  принципы выполнения технических действий,  характерные для борцов высокого класса.  К числу этих принципов  относятся:

1)      Принцип взаимозависимости технико-тактического мастерства  и правил борьбы. Умение вести схватку в рамках существующих правил.

2)      Принцип взаимосвязи  технико-тактического мастерства и индивидуальных особенностей борца. Структура  технико-тактических действий  должна полно отвечать морфологическим признакам борца,  физическому развитию, функциональным особенностям и психологической подготовленности.  Так, например, чемпион мира Ш.Ломидзе,  отличавшийся феноменальной физической силой, применял технические действия с расчетом использования своих силовых возможностей.  Чемпион  мира Ш.Сасахара  всегда строил схватку с учетом своих скоростных возможностей.  Чемпион мира  В.Балавадзе   учитывал необычайную силу  своих  ног  и в схватках применял подножки, зацепы и другие приемы ногами. Чемпион мира Гейбл Ден, отличавшийся высокими функциональными возможностями,  рассчитывал на свою необычайную выносливость и прибегал в схватках к непрерывным атакам, овладевая инициативой с целью выведения противника из равновесия.

3)      Принцип использования оптимального  объема, разнообразия и надежности  атакующих действий.  В настоящее время сильнейшие борцы вольного стиля в течении одного соревнования в зависимости от количества схваток применяют от 16 до 20 вариантов различных атакующих  тактико-технических действий.

4)      Принцип ведущей роли атакующих действий.  Наступательная тактика – верный путь к победе.  Она  наиболее соответствует букве и духу современных правил и поощряются судьями на крупнейших соревнованиях.  Лучшие борцы мира – спортсмены ярко выраженного наступательного стиля.

5)      Принцип использования рациональной структуры атакующих действий.  Высокотехничные борцы часто одерживают  победу даже над физически более сильным противником.  Они применяют такие технико-тактические  действия, которые рациональны и по структуре приближены к «биомеханическому эталону».  При правильном сочетании технико-тактических действий, и при правильном использовании внутренних и внешних сил образуется структура атакующего технико-тактического действия, обеспечивающая либо выигрыш в силе, либо выигрыш во времени. Овладение рациональной структурой атакующего действия еще не обеспечивает борцу высокого спортивного мастерства.  Он должен уметь применять эти структуры при ведении схватки с противником.

6)      Принцип выполнения атаки в момент благоприятной динамической ситуации.

7)      Принцип подготовки и использования благоприятной динамической ситуации  для победы. В современной борьбе чаще всего успех приносят не простые атакующие действия, а сложные.

8)      Принцип использования доминирующих и компенсаторных факторов. Общий тактический фон состязания, тактика в отдельной схватке и тактика всего соревнования в целом должны строиться с учетом качеств, которые доминируют над противником.

Многие тренеры-преподаватели  данные принципы берут за основу  технико-тактической подготовки борцов различной квалификации на всем этапе спортивной деятельности.

  1. Технико – тактические действия в поединке.

Наблюдая за поединками, можно подразделить поведение борцов по  следующим взаимосвязям:

1)    нападение – нападение;

2)    нападение – защита;

3)    нападение – уклонение;

4)    уклонение – уклонение;

В поединке существует  обоюдная возможность выполнения действий нападения, защиты, уклонения.  Взаимосвязь этих действий в поединке может быть выражена так:   нападение  Д1 – защита  Д2 – нападение  Д2 – защита  Д1.  Анализируя  полученную  связь, можно определить: 1) очередность действий  и  2) общее количество действий.

При очередном и равноценном  выполнении приемов в поединке в результате получается ничья, т.е.  количество попыток, а также оцененных  приемов будет одинаковым.  Постоянно  отвечая  на действия  противника равнозначным действием, борец не уступает своего  преимущества  и не увеличивает его.  Наряду с этим возможно выполнение приемов без очередности  и равноценности. В этом случае преимущество на стороне одного из борцов, что чаще встречается в практике. Проведя опрос, тренер Спорткомитета по дзюдо И.Д.Свищев выявил причины мешающие борцу ответить на действия противника  и тем самым лишить его преимущества . В результате опроса установлено:

1)    применение противником сковывающего захвата  (50 %);

2)    быстрое маневрирование (31 %);

3)    хорошее владение коронным  приемом (19 %).

Дзюдоист стремиться добиться преимущества сразу же после начала схватки; если ему это не удается, он может предпринять попытки  в середине или в конце поединка. Это зависит от уровня подготовленности соперников, тактических и стратегических планов. Н.М. Галковский, заслуженный тренер страны, в результате исследований выявил некоторые собственно технико-тактические действия борцов высших квалификаций в соревновательных схватках. Эти данные можно применять при обучении тактике более молодого поколения. Ниже я вкратце изложу некоторые выводы исследования:

—         Правильно сближаться с противником;

—         Начинать борьбу с разведки;

—         Преимущественно проводить сложную атаку;

—         Применять достаточный объем и разнообразие атакующих действий;

—         иметь высокую активность и ритмичность;

—         применять атакующие действия «спуртами»;

—         получать за атаку более высокие оценки в баллах;

—         вести борьбу с более сильным противником, атакуя с дистанции;

—         вести борьбу с более быстрым противником в захвате;

—         у выносливого противника добиваться преимущества в начале схватки;

—         уметь изменять скорость атаки;

—         уметь применять повторную атаку;

—         уметь правильно атаковать в конце схватки;

—         уметь показывать активную борьбу.

Так выглядят основные наставления сильнейших борцов  своим последователям.

4.Технико – тактическая  подготовка  борцов  различного  возраста  и  квалификации.

Спортивный результат в большей степени обусловлен качеством и объемом проделанной тренировочной работы. В то же время содержание  и параметры ее определяются квалификацией спортсмена, стоящими перед ним задачами, планируемым результатом на тех или иных соревнованиях. Повышение уровня достижений базируется, как правило, на соответствующем качественном  и количественном изменении условий подготовительной работы. Каждый новый Олимпийский цикл связан с приростом тренировочных нагрузок.  Однако возможность увеличивать объем работы не безгранична, и с этим приходиться считаться. В тоже время внедрение принципов системного подхода, изучение соревновательной деятельности помогают внедрять новые средства и методы подготовки. Принцип приближения тренировочных условий к соревновательным стал одним из определяющих. Следует, однако, иметь в виду, что по мере приближения к основным соревнованиям регламент тренировочных  схваток должен все в большей степени соответствовать соревновательному. Основному соревнованию должны предшествовать контрольные  и подводящие соревнования. Оптимальное соотношение числа отдельных видов соревнований зависит от возраста борцов, состояния их физической и технической готовности, спортивного стажа и др. Предварительные соревнования создают «запас прочности», количественно и качественно улучшая и увеличивая  структурные единицы тренировочного процесса (количество микроциклов – трех- четырехдневные), а также этапов в годичном цикле.

Технико–тактическая подготовка борцов, по существу, сводится  к решению четырех задач.

  1. Овладеть всеми действиями, применяемыми борцами в соревнованиях. Здесь имеется возможность индивидуализации процесса подготовки. Дело в том, что выбор операций, которыми спортсмен будет решать ту или иную задачу (действие), полностью зависит от его особенностей (физических, психических, морфофункциональных и др.), а также от особенностей противника. Тренеру необходимо подобрать для каждого участника наиболее адекватные операции для достижения цели конкретного действия. Так, например, один будет удерживать преимущество, сковывая противника, другой – хорошо маневрируя, третий – угрозами атаковать, четвертый – перейдя в партер, пятый – постоянным выведением из равновесия и т.п.
  2. Расширить круг подготовительных операций для проведения атакующих действий. Эта задача должна решаться постоянно, поскольку в ней ключ к формированию эффективного арсенала  атакующих действий конкретного борца. В атакующее действие должно быть включено от трех до пяти подготовительных операций.
  3. Формировать связки и переходы от первого действия ко второму  и от него к третьему. Дело в том, что владеть всеми известными в борьбе действиями не означает еще побеждать. Важно их применять вовремя в логической последовательности. Часто борец, проведя прекрасный бросок, не успевает задержать соперника в опасном положении и тушировать его, хотя секреты «дожимания» ему известны. Причина в том, что между двумя действиями отсутствует в сознании борца психомоторная связка. Поэтому важно специально обучать борцов переходу от одного действия к другому.
  4. Совершенствовать умения и навыки в тренировочных, контрольных  и соревновательных поединках. На соревнованиях  же овладеть тактикой участия в них.

Если рассматривать физическую, психологическую, морфофункциональную и другие стороны подготовленности, то у борцов различной квалификации  они не одинаковы. А именно, чем выше квалификация, тем лучше он подготовлен. И задача тренера помочь борцу достичь высокого уровня с помощью средств и методов, подобранных специально для данного борца, с учетом сильных и слабых сторон.

Выявление направлений, в которых совершается раз­витие технико-тактической подготовленности дзюдо­истов различного возраста и квалификации имеет важ­ное значение. Это позволит сделать выводы о ходе становления их спортивного мастерства в будущем при пе­реходе из одной возрастной группы в другую.

  1. Совершенствование  техники и тактики в период соревнований.

При постановке  целей дальнейшего тактико – технического совершенства борца  в соревновательном  периоде  следует обратить особое внимание на повышение общей и специальной выносливости, выработку эффективной защиты, атаки и на дальнейшее расширение тактико – технического арсенала коронных приемов. С момента увеличения нагрузки начинается этап непосредственной подготовки к  соревнованиям, которому предшествует этап предварительной подготовки. Важно, чтобы каждый следующий подъем по мере приближения к основным соревнованиям был  несколько больше предыдущего. Длительность соревновательного периода  тренировки 7 – 8 месяцев. В  этот период используют учебные, учебно-тренировочные и тренировочные схватки. На этапе предварительной  подготовки, для совершенствования техники применяют многократные повторения избранных приемов, повышая их эффективность за счет лучшего использования физических качеств. Широко применяют имитационные  упражнения – своеобразное предварительное «проигрывание» комбинаций, своевременных защит и контрприемов. На этапе непосредственной подготовки основными средствами служат специальные имитационные упражнения, направленные на закрепление навыков выполнения  избранной техники и тактики. Приемы совершенствуют в неразрывной связи с тактикой их проведения в соответствии с особенностями мастерства предполагаемых противников. Ведущая  форма занятий – тренировочное занятие с применением тренировочных схваток. Объем и интенсивность нагрузки  начинают возрастать, однако объем нагрузки возрастает  медленнее  чем интенсивность. Завершающая подготовка борцов к соревнованиям  — учебно-тренировочные сборы. Вернемся подробнее к совершенствованию тактики  ведения схватки.

Совершенствовать тактическое мастерство для управления своими действиями можно в нескольких направлениях. Причем одно из них должно быть главным. Представим направления предложенные заслуженным тренером Украины А.А.Карпинским [18].

  1. Совершенствование  таких тактических действий, которые создают благоприятное положение для проведения «коронного»  w  приема. Выгодное положение следует постепенно расширять. Это позволить борцу в дальнейшем  сделать «коронный» прием более универсальным.
  2. Совершенствование в выборе технического приема, применяемого на ответное действие противника при стандартном начале атаки. В данном случае борец использует любые ответные действия  противника (защитные или атакующие) для проведения избранного приема. Эта тактика  значительно сложнее тактики выполнения  «коронного приема» и требует от борца высокого уровня развития быстроты, координации движений, сообразительности, четкости  движений.
  3. Совершенствование тактики применения контрприемов, т.е. контратакующую тактику, которая предполагает  использование атакующих действий противника для проведения контрприема. При проведении подобной тактики очень важно уметь сохранять хладнокровие и выдержку.
  4. Умение разгадывать намерения противника с учетом его физических, технических, тактических и других качеств. В каждой конкретно складывающейся  ситуации  необходимо выбирать такие технические действия и приемы, применение  которых способствовало бы достижению победы над противником. Выбор этого тактического направления прежде всего обязывает борца постоянно расширять и совершенствовать  свои  тактические и технические  приемы, развивать физические и воспитывать волевые качества.
  5. Индивидуализация технической подготовки борцов.

Это длительный и сложный процесс. Ее цель — формирование и совершенствование индивидуального стиля выполнения технических приемов и действий.

Для полноценной технико-тактической подготовки, необходима своевременная (по возрастному критерию) и последовательная проработка следующих семи уровней:

1)    Изучение элементов техники;

2)    Техническая подставка приема;

3)    Овладение фрагментами элементов борьбы;

4)    Учебные схватки (обработка);

5)    Учебно-тренировочные схватки;

6)    Вольные и контрольные схватки;

7)    Соревновательные схватки .

При этом овладение основами техники и тактики должно заканчиваться к 17-18 годам. Индивидуальный репертуар коронных приемов отрабатывается в учебно-тренировочных схватках с различными заданиями (например, моделирующими наиболее опасного соперника).

Соотношение индивидуальных и групповых форм технической подготовки неодинаковое на различных этапах. На этапе начальной подготовки, когда юные борцы познают основы техники борьбы, преобладает общий подход. Лишь после того, как борцы овладели основными элементами, приемами из всех классификационных групп техники борьбы, повышается степень индивидуализации тренировки .

Индивидуализация технической подготовки юных борцов имеет свои особенности. Одним из непременных  условий на начальном этапе занятий является широкое использование игрового метода тренировки. Юные борцы очень любят все выполнять на спор. И это стремление к здоровому соперничеству необходимо всячески поддерживать. Кто большее число раз бросит заданным броском манекен, кто выполнит бросок с большей амплитудой,  кто лучше, техничнее бросит партнера т.п. Таких заданий можно придумать великое множество. Другим важным условием в тренировке начинающих борцов  всегда должно быть разнообразие и увлекательность занятий.

На этапе спортивного совершенствования вырабатывается и совершенствуется индивидуальный стиль выполнения технических  действий. Наиболее эффективный путь – выполнение целенаправленных тренировочных заданий технического характера. Такова, на наш взгляд, общая схема индивидуализации технической подготовки борцов в ходе многолетней подготовки.

В процессе индивидуализации технической подготовки борцов можно выделить несколько этапов, связанных с решением важных смысловых задач.

Во-первых, этап формирования технического арсенала борца. Временные рамки его весьма вариативны. Чем ярче двигательные способности борца, тем богаче возможности для формирования его технического арсенала.

Во-вторых,  этап углубленного развития технических способностей борцов, в ходе которого должны быть выделены и надежно освоены ведущие приемы, обеспечивающие результативность в соревновательных поединках.

Заключение.

Обзор литературных источников, исследовательская работа и ее анализ позволили определить пути повышения технико-тактической подготовленности.

Для полноценной технико-тактической подготовки необходима своевременная (по возрастному критерию) и последовательная проработка следующих семи уровней:

1)    изучение элементов техники;

2)    техническая постановка приема;

3)    овладение фрагментами элементов борьбы;

4)    учебные схватки (обработка);

5)    учебно-тренировочные схватки;

6)    вольные и контрольные схватки;

7)    соревновательные схватки.

 

При постановке  целей дальнейшего тактико – технического совершенства борца  в соревновательном  периоде  следует обратить особое внимание на повышение общей и специальной выносливости, выработку эффективной защиты, атаки и на дальнейшее расширение тактико – технического арсенала коронных приемов.

Список литературы.

  1. Алиханов И.И. Коронный прием. // Спортивная борьба: Ежегодник. – М.: ФиС, 1976.-с.26.
  2. Алиханов И.И. Что такое техническая подготовка? – М.:ФиС, 1980.
  3. Дахновский В.С., Лаценко С.С. Подготовка борцов высокого класса. – Киев: 1989. – с.71.
  4. Дедведцев А.В., Кочурко Е.И. Совершенствование техники и тактики. – М.: 1985. – с.58.
  5. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. – М.: ФиС, 1979 – 264с.
  6. Зациорский В.М. Спортивная метрология. – М.: ФиС, 1982 – 256с.
  7. Зимкин Н.В. Физиология человека. – М.:ФиС,1975. – 496с.
  8. Ивлев В.Г., Петрунев А.А., Акопян А.А. Особенности мастерства борцов в зависимости от двигательных способностей. // Спортивная борьба: Ежегодник. – М.: ФиС, 1983. – с.78.
  9. Каледин С.В., Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. – М.:ФиС, 1961. – 124с., с ил.
  10. Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Невзоров В.М. Борьба дзюдо. – М.:ФиС, 1987 – 219с.
  11. Кожарский В.П., Сорокин Н.Н. Техника классической борьбы. – М.:ФиС, 1978. – 220с., с ил.
  12. Колесов А.Н., Новиков А.А. Братство богатырей. – М.:ФиС, 1980. – 254с.
  13. Коц Я.М. Спортивная физиология. – М.: ФиС, 1986. – 240с.
  14. Купцов А.В. Спортивная борьба. – М.:ФиС, 1978.
  15. Ленц А.Н. Показатели технико-тактического мастерства борцов. // Спортивная борьба: Ежегодник. – М.:ФиС, 1975. – с.33.

Выполнила:

Ст.методист СШ БИ                                              Эфендиева М.Э.

 

Директор МБУ ДО СШ БИ                                   Рамазанов Р.М.

 

Посмотрите также

Благодарность за проведение первой Олимпиады боевых искусств в Дагестане

Председатель оргкомитета Олимпиады боевых искусств, Президент Федерации Кобудо РД, тренер   Спортивной школы боевых искусств  Марат …